Возможность
совместного подключения к Интернету (Internet Connection Sharing, ICS)
позволяет средствами ОС Windows предоставить доступ клиентам небольшой
сети к Интернету с использованием лишь одного Интернет-подключения.
Впервые ICS появилось в линейке Windows с версии 98 SE. В Windows XP и
Windows Vista ICS было усовершенствовано, его стало проще настраивать.
Однако, это упрощение имеет и обратную сторону – теперь невозможно
отключить DHCP-сервер, или изменить диапазон адресов, назначаемых
DHCP-сервером.
Для использования ICS необходимо, чтобы соблюдался ряд условий. На
компьютере, где будет «раздаваться» Интернет, необходимо наличие как
минимум двух сетевых интерфейсов.
Для настройки параметров совместного доступа к сети Интернет
необходимо иметь полномочия администратора. ICS будет недоступен, если в
сети присутствуют контроллер домена, серверы DHCP и DNS или шлюз. Как
правило, в небольших сетях эти ограничения не вызовут никаких проблем,
по причине отсутствия вышеперечисленных устройств. Также следует
отметить, что при установке VPN-соединения, остальные компьютеры сети не
смогут получить доступ в Интернет, пока не закончится сеанс
VPN-соединения. Самым же существенным недостатком ICS является то, что
управляющий компьютер обязательно должен быть включен для того, чтобы
остальные клиенты смогли подключиться к Интернету. Иногда это не столь
существенно (например, при использовании модемного подключения или
использования модема с USB-интерфейсом), но если такое условие является
критичным, для совместного доступа следует использовать решения,
основанные на применении маршрутизаторов.
Включить возможность совместного доступа, как уже отмечалось, очень просто.
Windows XP Настройка управляющего компьютера
Нажимаем кнопку «Пуск», выбираем панель управления, переходим в
раздел «Сеть и подключения к Интернету». Щелкаем ссылку Сетевые
подключения. Теперь необходимо выбрать сетевой адаптер, по которому
«приходит» Интернет. Делаем на нем щелчок правой кнопкой мыши и в
открывшемся меню выбираем команду Свойства.
В открывшемся диалоговом окне переходим на закладку «Дополнительно».
Устанавливаем флажок «Разрешить другим пользователям использовать
подключение к Интернету».
Если вы хотите предоставить возможность пользователям сети управлять
общим подключением – то есть включать/выключать общее соединение для
всей сети – установите флажок «Разрешить другим пользователям управлять
общим доступом». Если производится настройка коммутируемого (например,
модемного) соединения, в списке параметров появится еще один флажок –
«Устанавливать вызов по требованию».
При его включении любой пользователь сети сможет самостоятельно
инициировать процесс автоматического подключения к Интернету в случае
обращения к ресурсам Интернета. После установки необходимых параметров
нажмите кнопку «ОК», расположенную внизу окна. Появится сообщение с
предупреждением о смене IP-адреса сетевого интерфейса. Нажмите кнопку
«Да». Если внутри локальной сети работают службы, к которым необходимо
предоставить доступ из Интернета (например, в сети работает Web- или
FTP-сервер, или пользователям внутренней сети нужны он-лайн игры),
нажимаем кнопку «Параметры» в разделе «Общий доступ».
В списке служб представлены стандартные протоколы, использующие общепринятые порты. Если вам необходимо добавить собственную службу, нажмите
кнопку «Добавить». Необходимо будет задать название службы, указать
компьютер, на котором будет запущена эта служба, указать номера внешних и
внутренних портов и тип протокола. Здесь нам придется немного забежать
вперед. Обычная настройка ICS предполагает, что IP-адреса в локальной
сети будут назначаться DHCP-сервером, запущенным на управляющем
компьютере. Однако, это не всегда удобно. Если компьютеры-клиенты
настроены на автоматическое получение IP-адресов, а компьютер, их
назначающий, не включен, сеть окажется неработоспособной. Поэтому
предпочтительней вариант назначения статических адресов, даже, несмотря
на запущенный DHCP-сервер. В случае, если компьютеру со службой, к
которой смогут обратиться пользователи Интернета, назначен статический
адрес, в поле Имя можно указать его IP-адрес.
После того, как будет разрешено совместное использования подключения к
сети Интернет, на управляющем компьютере запустятся службы DHCP. Это
позволит динамически назначать IP-адреса остальным клиентам домашней
сети. При этом IP-адрес самого управляющего компьютера на сетевом
интерфейсе, «смотрящем» в домашнюю сеть, автоматически получит
статический адрес 192.168.0.1 с маской подсети 255.255.255.0. Если ранее
другим компьютерам в домашней сети были вручную назначены статические
IP-адреса, возможно, связь с ними будет потеряна. Не переживайте,
дальнейшими настройками ICS мы восстановим работоспособность сети.
Примечание. В сети есть неофициальные ссылки, что область адресов,
назначаемых DHCP-сервером компьютера с запущенной службой ICS,
определяется в разделе реестра
HKLM/SYSTEM/CurrentControlSet/Services/SharedAccess/Parameters и при
необходимости можно попробовать изменить этот диапазон. Однако
работоспособность сети в этом случае никто не гарантирует. 🙂
Настройка компьютеров-клиентов
Теперь перейдем к настройке остальных компьютеров в сети. Для ее
осуществления также необходимы полномочия администратора. В панели
управления выберите раздел «Сетевые подключения». Щелкните правой
кнопкой мыши на значке сетевого подключения и в открывшемся меню
выберите команду «Свойства». На вкладке «Общие» выберите в разделе
«Компоненты», используемые этим подключением пункт «Протокол Интернета
(TCP/IP)» и нажмите кнопку «Свойства».
Откроется окно свойств. Если вы решили, что все адреса в домашней
сети будут автоматически назначаться DHCP-сервером, переведите
переключатели в положение автоматического получения настроек.
Если же необходимо указать статические адреса клиентам сети,
настройка будет несколько сложнее. Устанавливаем верхний переключатель в
положение «Использовать следующий IP-адрес». В поле «IP-адрес» укажите
любой из диапазона 192.168.0.2–192.168.0.254. Выбирать адреса в этом
диапазоне можно в произвольном порядке, условие лишь одно – в пределах
сети адреса должны быть уникальны для каждого компьютера. После ввода
адреса маска подсети должна появиться автоматически. Если этого не
произошло, введите вручную значение 255.255.255.0. В поле «Основной
шлюз» указываем адрес управляющего компьютера — 192.168.0.1.
Нижний переключатель переводим в положение «Использовать следующие
адреса DNS-серверов» и в поле «Предпочитаемый DNS-сервер» также вводим
адрес управляющего компьютера – 192.168.0.1. Далее нажимаем кнопку
«Дополнительно», переходим на вкладку «DNS» и в поле «DNS-суффикс
подключения» вводим MSHOME.NET (ICS Windows XP всегда использует имя
домена MSHOME.NET; например, для компьютера с именем COMP1 полное имя
внутреннего клиента будет COMP1.MSHOME.NET).
В завершение настройки статических адресов можно изменить содержимое
файла hosts. Это позволит ускорить разрешение имен клиентов сети,
предотвратить отправление ненужных запросов DNS-серверам в Интернете и
позволяет уменьшить трафик, вызываемый набором номера для подключений
удаленного доступа. Для этого откройте файл hosts, находящийся в папке
%SystemRoot%/System32/Drivers/Etc (обычно это
C:/WINDOWS/system32/drivers/etc) на управляющем компьютере с помощью
любого текстового редактора. Переведите курсор на первую пустую строку
после последней записи. Далее необходимо указать записи для всех
клиентов, имеющих статические адреса в следующем формате:
IP-адрес полное имя компьютера
Обратите внимание, разделяться адрес и имя должны не пробелом, а
клавишей табуляции (Tab). Полное имя компьютера можно узнать на
одноименной вкладке апплета «Система», находящегося в панели управления,
добавив к нему DNS-суффикс MSHOME.NET. Так, для компьютера с именем
COMP1 полное имя будет COMP1.MSHOME.NET. После указания всех клиентов
добавьте в файл hosts две пустых строки, дважды нажав клавишу ВВОД и
сохраните изменения.
Осталось настроить Internet Explorer на клиентах. Для этого заходим в
панель управления, выбираем категорию «Сеть и подключения к Интернету»,
и переходим в «Свойства обозревателя».
Открываем вкладку «Подключения» и нажимаем кнопку «Установить». На
открывшейся странице «Мастера новых подключений» нажимаем кнопку
«Далее», затем указываем «Подключение к Интернету», еще раз нажимаем
«Далее». Выбираем «Установить подключение вручную», жмем «Далее»,
указываем «Подключаться через постоянное высокоскоростное подключение»,
нажимаем «Далее» и «Готово». На этом настройки общего подключения к
Интернету закончены.
Windows Vista
Процесс предоставления общего доступа к Интернету в Windows Vista
почти ничем не отличается от аналогичного в Windows XP. Для этого на
управляющем компьютере открываем компонент «Сетевые подключения», нажав
кнопку «Пуск» и выбрав пункты «Панель управления», «Сеть и Интернет»,
«Центр управления сетями и общим доступом»
и выбрав справа, на панели задач ссылку «Управление сетевыми
подключениями». Щелкните правой кнопкой мыши подключение, к которому
требуется установить общий доступ, и в контекстном меню выберите пункт
«Свойства». Если появится соответствующий запрос, указываем пароль
администратора или подтверждение пароля. Переходим на вкладку «Общий
доступ» и устанавливаем флажок «Разрешить другим пользователям сети
использовать подключение к Интернету данного компьютера».
Если вы хотите разрешить пользователям сети управлять общим
подключением, установите флажок «Разрешить другим пользователям сети
управление общим доступом к подключению к Интернету». Если требуется
предоставить службам, запущенными в сети, быть доступными пользователям
Интернета, нажимаем кнопку «Настройка» и указываем требуемые службы.
Если служба в списке отсутствует, нажимаем кнопку «Добавить? и вручную
указываем название службы, имя или IP-адрес компьютера, на котором
запущена служба,
номера внутреннего и внешнего портов, и тип протокола, затем нажимаем кнопку ОК.
Далее все компьютеры, кроме узлового, необходимо настроить на
автоматическое получение адреса. Для настройки клиентов открываем на них
компонент «Сетевые подключения», нажав кнопку «Пуск» и выбрав пункты
«Панель управления», «Сеть и Интернет», «Центр управления сетями и общим
доступом». Справа выбираем ссылку «Управление сетевыми подключениями».
Щелкаем правой кнопкой мыши «Подключение по локальной сети» и выбираем в
открывшемся меню команду «Свойства». Если появится соответствующий
запрос, укажите пароль администратора или подтверждение пароля. Выберите
пункт «Протокол Интернета версии 4 (TCP/IPv4)» или «Протокол Интернета
версии 6 (TCP/IPv6)» и нажмите кнопку «Свойства».
Устанавливаем переключатель в положение «Получить IP-адрес автоматически» или «Получить IPv6-адрес автоматически».
Для настройки браузеров на клиентских компьютерах откройте окно
«Свойства обозревателя», нажав кнопку «Пуск» и выбрав пункты «Панель
управления», «Сеть и Интернет» и «Свойства обозревателя». Перейдите на
вкладку «Подключения» и выберите пункт «Никогда не использовать
коммутируемые соединения». Нажмите кнопку «Настройка сети».
В разделе параметров «Автоматическая настройка» снимите оба флажка
«Автоматическое определение параметров» и «Использовать сценарий
автоматической настройки».
В разделе параметров «Прокси-сервер» снимите флажок «Использовать прокси-сервер для подключений локальной сети».